Вагонка – пиломатериал в виде тонкой планки с торцевыми пазами и шипами, необходимыми для прочного и легкого скрепления смежных рядов. Этот отделочный материал получил свое название потому, что в начале прошлого столетия его использовали для обшивки товарных вагонов. Применение пиломатериалов ускоряло и значительно удешевляло производственный процесс, а также улучшало теплоизоляционные свойства конструкций.

Популярность вагонки среди рядовых покупателей возрастала по мере увеличения спроса на строительство деревянных домов. Как и сто лет назад, доски используют для обшивки стен каркасных домов. Пиломатериалы стали экологически чистой, недорогой и долговечной альтернативной гипсокартонным листам и OSB-плитам, также используемым при отделке каркасных стен.
Выбор материалов
Вагонку производят из разных видов древесины: ольхи, березы, ореха, ясеня. Но наиболее распространены пиломатериалы из хвойных пород: сосны, ели и лиственницы. Хвойная вагонка – компромисс между эстетичностью, прочностью и долговечностью. Сосна и ель отличаются средней плотностью и разнонаправленным расположением волокон, ввиду чего достаточно прочны и обладают хорошими теплоизоляционными свойствами. Доски из лиственницы стоят значительно дороже, потому их используют преимущественно для внутренней отделки домов, а также бань ввиду высокой концентрации смол, которые защищают древесину от пагубного воздействия влаги.
Вагонка из сосны – оптимальное решение для обшивки стен. В отличие от ели она не темнеет со временем, долгие годы сохраняя насыщенный желтоватый оттенок. При этом у сосны лучше выражен древесный узор, а ель имеет бледноватый оттенок с едва различимым текстурным рисунком. Еще одна особенность еловой древесины – выделение смолянистых капель под действием высокой температуры, поэтому она не рекомендована для обшивки стен в ванных комнатах, на кухнях и в банях.
Этапы монтажа

Компания «Русская построечка» возводит каркасные дома с обшивкой стен вагонной доской из хвойных пород древесины. Для отделки мастера используют пиломатериалы толщиной 1,7 см, набиваемые поверх контробрешетки из тонких брусков сечением 2х5 см. Обшивка происходит в несколько этапов:
- создание обрешетки (набивание на стойки каркаса реек, а поверх них – вертикально направленных брусков, необходимых для фиксации вагонных досок в горизонтальном направлении);
- монтаж первого ряда обшивки строго параллельно уровню пола;
- фиксация нижнего ряда вагонных досок посредством тонких гвоздей, располагаемых под наклоном относительно шипа (также возможен монтаж с применением металлических клипсов);
- установка следующего ряда вагонки посредством замкового соединения (установки шипов в пазы).
Обшивая стены, важно не допустить отклонения рядов от уровня пола. В противном случае появятся зазоры, что сделает невозможным скреплением досок между собой. Для монтажа используют тонкие гвозди из нержавеющей стали, длина которых должна минимум в 2,5 раза превышать толщину пиломатериала. Обычно для фиксации вагонки применяют финишные гвозди длиной 5 см. Вбивать крепеж следует с шагом 25–30 см: более частое расположение увеличит нагрузку на стены и финансовые затраты, а слишком редкое приведет к образованию щелей и зазоров из-за неплотного прилегания досок.
Уход за вагонкой
Компания «Русская построечка» использует для обшивки вагонку камерной сушки, которая не дает усадки и не подвержена деформации. Но даже сухой пиломатериал нуждается в специальном уходе, поэтому сразу по завершении монтажа его важно обработать антисептическими средствами. Пропитки наносят в 2–3 слоя, дав каждому просохнуть минимум 3–4 часа. Наносят антисептик широкими вальками, кистями с жестким ворсом и распылителями, а излишки удаляют мягкой тканью.
Спустя сутки после обработки вагонную доску следует окрасить для дополнительной защиты от влаги. Чтобы подчеркнуть натуральное происхождение отделки, используют прозрачные или тонированные лаки, а для реализации оригинальных дизайнерских задумок – краски на водной основе.